Полиграфические термины

Бумага

Материал в виде тонкого листа (толщина 4-500 мкм), состоящий в основном из предварительно размолотых переработанных растительных волокон, беспорядочно переплетенных и связанных между собой.

Бумага самоклеющаяся

Бумага, имеющая на оборотной стороне клей, который до момента приклеивания закрыт специальной бумагой, достаточно легко отделяющейся от основы за счет перфорации. Бумага пригодна для печати цифровым, офсетным, трафаретным и др. способами. Бывает разных цветов, а также матовая, глянцевая и полуглянцевая. Выделяется разновидность самоклеющейся бумаги - дайкаты. Это уже вырезанные наклейки различных размеров и форм, наклеенные на единую основу, закрывающую клеевой слой.

Бумага самокопирующая

Особый сорт бумаги, который позволяет копировать оригинал без помощи копировальной бумаги. Копия создается под давлением письма (нажима на бумагу пером, ручкой...), вследствие чего вскрываются микрокапсулы на обратной стороне листа. Освободившаяся жидкость вызывает реакцию окрашивания на последующем листе с каолиновой прослойкой, в результате чего получается копия. Комплект бумаги состоит из трех частей: первый лист (на оборотной стороне имеет слой с красящими микрокапсулами), последний лист (на лицевой стороне имеет пласт с коалином для фиксирования красителя) и средние листы (их количество в одном экземпляре может быть до 10). Предназначена для печати счетов, накладных и др. бланков. Приспособлена к любому способу печати: офсет, флексография, ризография и т.п.

Бумага с тиснением (фактурная)

Бумага (или картон), на которой машинным способом вытеснен рельефный рисунок по всей поверхности листа. Бывает нескольких видов (в зависимости от рисунка тиснения) -"лен", "холст", "молоток", "верже" и др.

Бумага этикеточная

Клееная бумага, иногда мелованная, с ограниченной деформацией после намокания, предназначена для печати этикеток.
Белизна бумаги
Оптическое свойство бумаги, зависящее от состава бумажной массы (содержание беленой целлюлозы, древесной массы, красителей, наполнителей и др. компонентов).

Биговка

Предварительное нанесение на материал линий сгибов с помощью тупых ножей, которые вдавливают и уплотняют материал с частичным разрушением связей в волокнистых материалах. Осуществляется на специальных машинах. От фальцовки отличается несколько иной (более ярко выраженной) линией сгиба, а также возможностью осуществления данного процесса на более плотных материалах.

Бланк

Бумажный лист, наиболее часто формата А4, содержащий элементы фирменного стиля или информацию постоянного характера (накладные, акты и т.п.). Предназначен для последующего заполнения.

Бланки самокопирующие

Несколько листов бумаги, изготовленных из специальной самокопирующей бумаги и скрепленных с одной стороны при помощи специального клея, позволяющего достаточно легко разделять листы.

Брошюра

Непериодическое текстовое книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц, соединенных между собой при помощи шитья скрепкой или ниткой.

Воблер

Рекламный носитель либо ценник фигурной формы, изготовленный из плотной бумаги или картона с пластиковой ножкой, которая приклеивается на 2-х сторонний скотч к прилавку или к любому другому месту рекламы товара.

Деколь

Износостойкое нанесение изображений на фарфоровые, керамические и стеклянные покрытия методом высокотемпературного обжига.

Клише

Рельефная металлическая пластина, используемая для тиснения фольгой и конгревного тиснения). Книга Непериодическое текстовое книжное издание объемом свыше 48 страниц.

Конверт

Один из видов носителя фирменного стиля. Служит для пересылки писем и др. информации. Существует большое разнообразие видов конвертов. Наиболее распространены форматы: евро (220х100мм), С5, С4. Существует вариант конвертов с пластиковым прозрачным окном.

Кубарик

Стопка бумаги небольшого формата, проклеенная с одной стороны для лёгкости отрыва. Используется для оперативных записей. Как правило, несет элементы фирменного стиля.

Лакирование

Процесс облагораживания листовой печатной продукции (бумаги, картона) нанесением на нее (или ее части - "выборочное", "формное" лакирование) полиграфического лака - для придания блеска, жесткости, для создания более надежной защиты от внешних воздействий, для более яркого выделения отдельных деталей изображения.

Ламинирование

Процесс облагораживания листовой печатной продукции (бумаги, картона) путем припрессовки специальной пленки (бывает матовая, глянцевая; различается по толщине) на печатный лист для придания ему блеска, жесткости, для создания более надежной защиты от внешних воздействий. Различают несколько видов ламинирования - горячее, холодное и др. Производится на специальных устройствах - ламинаторах.

Листовка

Бумажный лист, как правило формата А4, запечатанный с одной или обеих сторон, в одну- или несколько красок, рекламного или информационного содержания. Предполагает несколько более высокое качество полиграфического исполнения, чем у бланка.

Логотип

В настоящее время особое шрифтовое написание названия какой-либо фирмы (во избежание плагиата должно быть зарегистрировано, как и само название).

Макетирование

Процесс композиционного размещения рисующих элементов на формате. Конечный результат - макет. Самый последний, подписанный в производство макет - оригинал-макет.

Пантон

Составная краска (например: зеленый в отличии, от обычной 4-х красочной печати, получаемый двумя красками: Cyan и Yellow, идет одной краской). Пантон обычно применяется для прокрашивания ровных плашек в 4-х красочной печати (идет 5 и т.д. цветом), для точной передачи какого-либо фирменного цвета, или в одно-, двух- или трех-красочной печати.

Папка

Изделие из плотной бумаги, картона или полимера, предназначенное для хранения небольшого числа листов бумаги. В основном используется как элемент фирменного стиля. Различают несколько видов.Цельнокроеные (изготавливаются из целого листа материала) или с приклеенными карманами (карман-клапан изготавливается из отдельного листа материала и затем приклеивается к "корочкам"); с замковым скреплением - папку можно разложить в плоскость, а затем собрать вновь, не разрывая ее, или с клеевым скреплением - папку нельзя разложить в плоскость, а затем собрать вновь, не разрывая.

Переплет "Wire-0"

Соединение нескольких отдельных листов с помощью металлической спирали. Выполняется на специальных устройствах - "wire-o".

Печать оперативная

Изготовление оперативной полиграфии, т.е. того, чем пользуются не только в рекламных целях, а каждый день - фирменные бланки, визитки, прайс-листы, конверты и т.п.

Печать офсетная

Способ печати, при котором красочное изображение с плоской печатной формы передается на промежуточную обрезиненную поверхность по принципу смачиваемости - несмачиваемости, которое затем передается на бумагу. В зависимости от типа машин способ позволяет печатать от 1 до 8 (12) красок за один проход бумажного листа через машину.

Печать полноцветная

Печать минимум в 4 краски (синяя, желтая, черная, пурпурная - CMYK или др. система), позволяющая воспроизводить цветные оригиналы.

Печать струйная

Бесконтактная с материалом печать, при которой изображение наносится на запечатываемый материал набрызгиванием специальных красок из сопел малого диаметра.

Печать тампонная

Печать с использованием упругого эластичного тампона для переноса изображения с печатной формы на запечатываемую поверхность, как правило, неровную.

Печать трафаретная

То же, что и шелкография, - способ печати, при котором краска продавливается через отверстия в специальной (шелковой или иного материала) сетке при помощи движущегося ракеля, разгоняющего краску по поверхности. Позволяет наносить элементы с помощью устойчивых к внешним воздействиям нитроцеллюлозных, алкидных и иных синтетических красок.

Печать цифровая

Метод, позволяющий выводить информацию из компьютера непосредственно на формный материал или же прямо в печать. При печати каждого оттиска изображение формируется заново. Такая технология позволяет печатать тиражи от одного экземпляра и персонализировать продукцию.

Плакат

Листовое издание большого формата.

Стикеры

Наклейки (как правило, большого формата).

Тираж

Общее количество экземпляров одного и того же издания.

Фальцовка (фальцевание)

Процесс сгибания листа (изделия). Осуществляется на специальных машинах на материале плотностью до 170 г/м2.

Формат

Размер листа полиграфического материала (длина и ширина), размер книги, размер иллюстрации, полосы текста и др. элементов печатного издания. В полиграфии существуют следующие обозначения форматов бумажного листа: А4- 210 х297 мм, A3 - 2А4, А2 - 4А4, А1 - 8А4. На самом деле, если переводить данные обозначения в мм, то лист формата А1 может быть - 620х940, 700х1000, 720х1040 и др. (все зависит от фирмы-производителя и сорта материала).

Цветоделение

Процесс разделения цветного изображения на 4 основных цвета (при полноцветной печати) - Голубой (Cyan), Пурпурный (Magenta), Желтый (Yellow), Черный (Black) - CMYK. Обычно под цветоделением понимают многоступенчатый процесс, конечным результатом которого является получение готовых "плёнок" (полноформатных диапозитивов).

Цветность

Количество красок, в которые запечатывается изделие. Обычно принято обозначать при помощи цифр: 4+0, 1+1 и т.д.

Штендер

Переносная рекламная конструкция, устанавливается на улице около фирмы-рекламодателя.

Этикетка

Листок специальной (этикеточной) бумаги небольшого формата, содержащий сведения о товаре или продукции и сопровождающий её; предполагает клеевой способ крепления.

Ярлык

Листок картона небольшого формата, содержащий сведения о товаре или продукции и сопровождающий её, предполагающий навесной способ крепления.